Коммунальные долги у населения области продолжают расти. Впечатление такое, что уже никакие меры не помогают. Больше 2 миллиардов рублей оренбуржцы должны за тепло и электроэнергию. 5 процентов населения - чаще это одни и те же люди - не платят совсем. Здесь за дело берутся судебные приставы. Они арестовывают имущество, теоретически вплоть до жилья, машины, лицевые счета, которые открыты у людей. Самая действенная мера при работе с хроническими должниками - выселение - в нашем регионе не работает. За долги еще никого не лишали квартиры, потому что у МО Оренбуржья для этих целей нет маневренного фонда, хотя быть должен. А выселить на улицу по закону людей не могут. Вот и приходится прибегать к менее действенным методам.
- Профилактические мероприятия мы проводим, но это не помогает. Поэтому мы применяем уже жесткие меры - судебные приказы. По электроэнергии это отключения. Вот эти меры дают эффект. Но на это мы идем в крайнем случае, потому что понимаем, что в современных условиях без электроэнергии тяжело, - говорит директор по продажам оренбургского филиала ОАО «Энергосбыт Плюс» Елена Вербина.
"Водоканалу" население должно 222 миллиона. Прирост за 2018 год специалисты называют критичным - 39 миллионов рублей. Людей отключают от услуг. Эта мера сдвигает дело с мертвой точки. Должникам деваться некуда - они оказываются на пороге организации-поставщика. И тут может выясниться, что не всегда их финансовое положение плачевно.
Специалисты едины во мнении - задолженность формировалась и раньше, но цифры явно были другие. Они выросли за последние 5-7 лет. И многие связывают эту тенденцию с активным кредитованием населения. С банками люди рассчитываются сразу, а квартплату оставляют на потом. Но и ресурсоснабжающие организации в этой ситуации теряться не будут - все свои перерасходы они постепенно включают в тарифы. Поэтому за должников, так или иначе, придется платить нам всем.
Понятно, что поставщики услуг ищут способ вернуть долги, и тут главное - понять, кто и почему не платит. Причин много, не нужно упрощать сложное и думать, что арест имущества всё изменит. Например, если виной закредитованность, может, и стоит ограничить выдачу потребительских кредитов.
На этой неделе в Госдуме предложили запретить банкам выдавать кредит, если платежи по нему будут превышать половину дохода. "Известия" пишут, что заемщиков с экстремальными долгами 12,5%, это те, кто отдает банкам почти все заработанные. Пугает, что в среднем по стране граждане тратят на выплату кредита 40% дохода. Закредитованность действительно большая. Совершенствовать надо и помощь неплатежеспособным. Еще в 2015 году был принят закон, позволяющий человеку объявить себя банкротом, но механизм этот до сих пор не отлажен.
Кстати, 81% наших телезрителей объясняют коммунальные долги высокими тарифами. Хотя, государство помогает неспособным платить: есть субсидии, есть пособие по безработице. Здорово, что в Оренбургской области сохранят льготы после изменения пенсионного законодательства. То есть льготы будут предоставлять, как и прежде, с пятидесяти пяти лет для женщин и с шестидесяти для мужчин. Сохранится и право на досрочное получение льгот. В бюджет на следующий год по-прежнему заложены компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, льготы при оплате капремонта. Социальная поддержка направлена и на то, чтобы люди не становились должниками.
Много "хвостов" за квартирами, которые сдают квартирантам. Или за теми, в которых никто не живет - недвижимость, как вложение средств. Арест такого жилья при больших долгах, конечно, эффективен. Бывает, что люди живут в огромных квартирах, например, в унаследованных, и оплачивать коммунальные услуги не могут. Если долги астрономические, то в счет долга квартиру разумно поменять на меньшую. Но бывает так, что не платят и те, кто хочет и может заплатить. Вот, например, новый дом на улице Карпова в Оренбурге. Люди заехали, счетчики установили, но многоэтажку до сих пор не приняли на баланс, и людям приходят странные квитки, платить по которым они не будут.
- Мы в июне 2018 года въехали в дом и обратились в УК, чтобы оплачивать коммуналку. Нам ответили, что мы сами должны обратиться в ресурсоснабжающую организацию и там открыть счета. Мы отправились туда. Но там нам сказали, что счета не откроют, так как нет сведений по нашему дому, нет тарифа на наш дом. И снова отправили в УК. При этом нам приходят счета по нормативам, хотя счетчики опломбированы. Я не понимаю, почему приходят такие суммы. Мы не платим, хотим разобраться, - поясняют жильцы.
Управляющая компания, видимо, решила, что жильцы - не её забота, ведь оплачивать услуги по закону теперь можно напрямую поставщикам. Кстати, правила поменяли из-за того, что часто деньги жильцов оседали в управляющих компаниях. Это еще одна причина долгов.
Можно и Орск вспомнить. Там тоже не платят добросовестные люди. Они не согласны в суммами в квитках. Ещё 3 месяца назад там «Система "Город» сменила «Южно-Уральскую энергосбытовую компанию». Мало того, что орчане стали получать квитанции с новыми суммами, так они еще разобраться не могут. В абонентские отделы стоят огромные очереди.
Низкая финансовая дисциплина - одна из причин коммунальных долгов. Но далеко не единственная. Общего подхода быть не может, призывами платить ничего не добиться. Напомним, жители области задолжали по счетам примерно два миллиарда рублей, это примерно равно той сумме, что ежемесячно начисляют в Оренбуржье - в среднем это 2,8 миллиарда рублей.
Комментарии:
Добавить комментарий